Банник: наследие славянской мифологии

Банник: наследие славянской мифологии

Сообщение Oleg » 23 дек 2015, 11:33

Ранее согласно языческим верованиям славян у каждой реки, горы, озера был свой хозяин, свое божество. Духов можно было встретить везде, в том числе и в человеческих жилищах. Наши предки знали, как обращаться с мифическими, а для них вполне реальными существами, чтобы те не оказывали зла, а наоборот – помогали. До нас дошли некоторые обычаи, например, как задобрить домового с помощью блюдца молока или краюхи хлеба. Но есть одно божество, которое задобрить крайне тяжко, зато разозлить – проще простого.

Банник – родственник Бабы-яги?

Баню всегда строили на отшибе, в отдалении от жилого дома, сараев и конюшен, и так делалось недаром. Баня считалась и считается у знающих людей границей между двумя мирами, между Навью и Явью, миром живых и мертвых. Ведь почему в бане традиционно проводили и проводят различные гадания? Правильно, именно из-за близости другого мира, а значит, в бане проявляется информационное поле сразу от двух источников.

Само собой, хозяин бани – Банник – тоже существо двух миров, страж пограничья. Такой же предстает в верованиях Баба-яга – достаточно опасной старушкой, недолюбливающей людей, но не откровенно враждебной. Избушка колдуньи – врата между мирами, а она недоверчива к новым гостям только оттого, что они могут нести угрозу для ее «опорного пункта». Точно так и Банник не любит посторонних, хотя нельзя сказать, что он постоянно вредит людям.

У Бабы-яги и Банника есть даже некое сходство: обоих рисовали в образе дряхлых, страшных существ, похожих на человека только отчасти. Но если ведьма постоянно находится в одном облике, за редким исключением, когда превращается в черную кошку, то Банник чаще всего вообще невидим, а может еще представать перед людьми в форме веника, камня, собаки или кошки. В «своем» облике дух бани походит на худого старца, до пят заросшего всклокоченным волосом и со стальными длинными когтями. А вот когда банник принимает вид благообразного старичка, старушки или соседа и при этом появляется в бане – жди беды.

Всегда ли в бане есть ее дух?

Многие поверья говорят, что Банник появляется после успешных родов в бане, ведь раньше роженицы перед предстоящими схватками уходили жить в баню за несколько дней до срока. Есть и другой вариант – для появления Банника необходимы сексуальные отношения хозяев в бане. Иными словами, речь идет о появлении, зарождении новой жизни, приводящей к появлению банного духа.

Подоплека возникновения веры в Банника кроется в боязни угореть или сильно ошпариться. Вот люди и придумали, а также поверили в хозяина бани, стали ему угождать, благодарить за хороший пар. Этот дух, возможно, связан с огнем, ведь одно из его обиталищ – каменная печь, каменка.

Банник находится в некотором родстве с другим домашним духом – Домовым. Но если Домовой изначально доброжелателен к людям, то Банник – существо совершенно иного рода. Есть даже давняя рекомендация: когда Банник сильно разозлился, надо звать на помощь Домового – он защитит.

Банник: запарит до смерти или поможет скрывающемуся путнику?

Чего можно ожидать от хозяина бани? Всегда ли он настроен против человека? Банник не любит людей, но и не желает им зла все время, а устраивает каверзы тогда лишь, когда его разозлили.

Что надо сделать, чтобы Банник разгневался? Прийти париться поздней ночью, вести себя внутри громко и шумно, сильно выпить, не оставить духу хорошего пара – любого из перечисленного хватит для гнева волшебного старца, но больше всего он не любит оставаться в холодной бане. Точнее, сам он сильно любит попариться, и когда люди не оставляют хорошего пара, Банник крайне расстраивается. Учитывая его злопамятность, а также магические способности, легко догадаться: людям может сильно не поздоровиться.

Вот поэтому после постройки бани духу делали подарки, даже могли разрушить здание и поставить в ином месте, если Банник давал понять, что это ему неугодно. Перед первой растопкой бани духу подносили черный хлеб, щедро посыпанный солью, также крупной солью посыпали каменку. Еще один способ задобрить – принести в жертву черную курицу, но обязательно задушенную, не зарезанную.

Важно, чтобы дух смог попариться в третий-четвертый заход, поэтому люди раньше парились максимум три раза. Хорошие хозяева всегда баню вымывали дочиста, развешивали ароматные травы: дух плохо реагировал на грязь в его «заведении».

Банник хоть и редко оказывал расположение людям, но зато мог добавить им здоровья, продлить жизнь, недаром для славян баня была избавлением от всех болезней. Также дух мог защитить человека от другой враждебной нечисти, причем смело схватывался с любыми могущественными существами. Видимо, на своей территории, в бане, дух был очень силен, и укрывшийся внутри человек мог спокойно дожидаться утра.

Все-таки по поверьям вреда Банник наносил намного больше и чаще. Так, он мог ошпарить в парной, мог «наподдать» пару так, что люди начинали задыхаться, мог бросить часть раскаленного камня. Но самое страшное – это когда Банник сильно гневался, принимал облик родственника или просто какого-либо человека и доводил парящихся до смерти. Дух мог задушить, содрать кожу, сунуть головой в печь или запарить. Также хозяин пугал стуком в бревна, разбрасывал вещи и даже мог закрыть двери так, что их невозможно было открыть ни с одной стороны.

Банник: гостеприимный хозяин для нечисти и владелец артефактов

Несмотря на то, что Банник всеми силами и магическими умениями защищает гостей-«человеков» от чужих злобных существ, он любит звать соседствующую нечисть в гости попариться. Именно поэтому баню звали нечистым местом, приютом всевозможных «чертей». Овинники, домовые, лешие – все они частенько заглядывали в гости к Баннику, парились и общались.

Много есть упоминаний о редких магических артефактах, которые можно добыть при нужной сноровке. И самый желанный из них – шапка-невидимка. Основа этой легенды – невидимость самого духа бани, ведь он крайне редко появлялся перед людьми в «родном» облике, в основном Банника видели как веник, кота, камень и пр.

В Пасхальную ночь надо было прийти в баню, спрятать нательный крест вместе с ножом в левый сапог, а после проклясть все на свете. Только после этих действий мог появиться банный дух и дать просящему шапку-невидимку. С помощью этой шапки человек мог даже стать сильным колдуном, а не только быть невидимым. Еще один способ добычи шапки также приходился на Пасхальную ночь, только надо было найти спящего духа, для чего человек входил в баню с горящей свечой. Если вдруг свеча гасла – смерть смельчака была неминуема.

Такой вот Банник – злонравный, но иногда полезный дух.
Oleg
Администратор
 
Сообщений: 43
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:46

Вернуться в Исторические факты

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron